НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Кафедральная НИР:

«СЛОВО, ОБРАЗ, ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ЗНАНИЙ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ» (2016 – 2020 ГГ.).

  • Этап 1: Охарактеризовать доминирующие парадигмы в отечественной и зарубежной лингвистике и литературоведении на современном этапе и определение перспективных направлений исследований в русистике.
  • Этап 2: Установить особенности текстов и текстовых единиц в аспекте национальной культуры и в контексте мирового культурного опыта.
  • Этап 3: Установить особенности текстов и текстовых единиц в аспекте типологических связей белорусского и русского языков и литератур.
  • Этап 4: Установить особенности текстов и текстовых единиц в аспекте соот-ношения традиционных и инновационных методов исследования.
  • Этап 5: Установить особенности текстов и текстовых единиц как категорий современного филологического образования в высшей и средней школе Республики Беларусь.

На кафедре сформировались и активно развиваются научные школы по литературной ономастике и лингвистическому краеведению (проф. В.В.Шур) и по изучению актуальных проблем лингвистики текста и ме-тодики преподавания филологических дисциплин в русле антропоцен-трической парадигмы (доц. Ревуцкий О.И., доц. Кураш С.Б.).

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИНАНСИРУЕМЫХ НИР НА КАФЕДРЕ

В рамках Государственной программы фундаментальных исследова-ний «Белорусский язык и белорусская литература в историческом развитии и современном обществе, их связи и взаимодействие с другими языками и мировым литературно-художественным процессом» на 2006 – 2010 гг. (ГПФИ «Белорусский язык и литература») была выполнена НИР «Тропеическое моделирование поэтической картины мира: семиотический, стилистический, лингвокультурологический и лингводидактический аспекты» (научный руководитель – к.ф.н., доц. С.Б. Кураш; исп.: к.ф.н., доц. О.И. Ревуцкий, асп. Т.Е. Лаевская, Л.И. Прозорова, Л.В. Прохоренко, Л.М. Шецко, маг. Н.Л. Соколова).

Научная новизна исследования заключается в создании новой концепции описания и типологизации тропов и текстов тропеического характера, основанной на роли тропов в текстообразовании. Принципиально новым является интегративный по своей сути характер исследования в рамках общего сектора стилистики, тропологии, лингвистики текста, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, лингводидактики.

Результаты исследования предназначены для использования в сфере образования, представляют интерес для преподавателей вузов, учителей школ, студентов и учащихся.

В 2007 – 2009 гг. было выполнено исследование на тему «Интертекст как дискурсивный феномен и системно-структурное образование (на материале белорусской, русской и немецкой поэзии)» (научный руководитель – к.ф.н., доц. С.Б. Кураш; исп.: к.ф.н. О.Н. Хаками и асп. Т.Е. Лаевская), получившее грант по итогам конкурса «Наука-М» (договор с БРФФИ № ГО7М-149 от 01.04.2007 г.).

В результате проведённого исследования раскрыт тексто-дискурсивный характер интертекстуальности как стилевой поэтического творчества ХХ века; разработана методика анализа поэтического интертекста как системно организованного целого; выявлены основные типы отношений между поэтическими текстами на материале творчества русских, белорусских и немецких поэтов ХХ века.

Полученные данные использованы в дальнейшей разработке теории текста, в практике обучения студентов филологическому анализу текста, при чтении курсов стилистики, риторики, лингвистики текста, в преподавании теории и истории литературы, в теории и практике художественного перевода.

Совместно с учёными Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины (д.ф.н., проф. В.И. Коваль, к.ф.н., доц. Е.И. Холявко) и Института языка и литературы имени Я. Купалы и Я. Коласа НАН Белару-си (к.ф.н. Н.П. Антропов) представители кафедры (к.ф.н., доц. С.Б. Кураш, к.ф.н., доц. О.И. Ревуцкий) участвовали в выполнении НИР «Лексика ка-лендарной обрядности в говорах Мозырско-Припятского Полесья», получившей грант БРФФИ в рамках конкурса научных проектов «Полесье-2007» (в качестве головной организации выступил Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина).

Материалы данного исследования наглядно демонстрируют богатство и разнообразие народных хрононимов, их устойчивость и сохраняющуюся в современных условиях практическую значимость наблюдений и рекомендаций народнокалендарных предписаний и запретов. Собранные и систематизированные материалы найдут применение в практике преподавания курсов «Современный белорусский язык», «Современный русский язык» (раздел «Лексикология»), «Славянская мифология». Богатый духовный потенциал лексики народного календаря, дающей широкое представление о менталитете наших предков, позволит использовать материалы пособия в воспитательной и идеологической работе со школьной и вузовской молодёжью.

В 2007 году магистрантами кафедры (А.В. Сигай, О.А. Кашировой, Е.В. Конопличем и Т.Е. Лаевской) был получен и выполнен грант Министерства образования Республики Беларусь на выполнение НИР «Комплексная характеристика речевого жанра как коммуникативно-структурной единицы дискурса» по договору № ГР 20072287 от 2 января 2007 г.

В 2010 г. аспирант Т.Е. Лаевская получила грант Министерства образования Республики Беларусь на выполнение НИР «Особенности функционирования вторичных жанров в современной коммуникации (на материале издательских аннотаций к современным художественным произведениям)».

В качестве задания 4.1.20 “Лінгвістычныя вобразныя сродкі ў мове мастацкай літаратуры ва ўмовах міжкультурнага дыялогу” в ГПНИ “История, культура, общество, государство” на 2011 – 2015 гг. Совместно с УО МГУ им. А. Кулешова выполнен проект НИР “Активные языковые процессы в сфере стилей, текстов и жанров в условиях межкультурного диалога и электронной коммуникации” (научный руководитель – к.ф.н., доцент С.Б. Кураш).

  • К числу основных результатов НИР можно отнести следующие:
  • создан электронный каталог фразеологических, паремиологических и афористических единиц белорусского языка, тематически связанных с информативным пространством межкультурного диалога и электронной коммуникации в Республике Беларусь;
  • уточнено происхождение ряда афористических единиц в современном белорусском языке, которые относятся к заимствованным и/или интернациональным клише; определены источники происхождения, динамика, способы функционирования и жанрово-стилистическое распределение иноязычных афористических единиц, которые активно функционируют в электронной коммуникации на белорусском языке;
  • определены методологические принципы изучения устойчивых словесно-речевых структур современного белорусского языка и современного русского языка в аспекте межкультурного диалога и электронной коммуникации;
  • создан корпус вторичных текстов (издательских аннотаций); анализ со-временных текстов издательских аннотаций позволяет определить анно-тацию как пограничный жанр, несущий в себе признаки репродуктивного и интерпретативного жанров;
  • предложен опыт неологического анализа ряда онимов и фразем с точки зрения их семантики, реализуемой вне прямой референции, и фиксации их в неоконтекстах, в том числе и в неканонической сочетаемости;
  • выявлены и описаны факты языковой рефлексии относительно средств и способов электронной коммуникации; основное внимание уделено специфике юмористической языковой оценки электронной коммуникации; исследованы отдельные примеры метаязыка электронной коммуникации в сетевой литературе и бытовом дискурсе.

На период с 2016 по 2020 гг. в рамках задания 4.1.09 «Фразеалогія і афарыстыка сучаснай беларускай мовы: нацыянальна-культурная адметнасць, лексікаграфічнае апісанне” новой госпрограммы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» выполняется НИР «Интракультурные и интеркультурные новации на лексико-фразеологическом уровне в коммуникативном пространстве Беларуси» (научный руководитель – к.ф.н., доц. С.Б. Кураш).

Цель данного исследования – определить факты рече-языковых новаций в сфере использования дискурсивно значимых лексических и фразеологических единиц в современных коммуникативных практиках, систематизировать корпусы их неоконтекстов на материале беларуского и русского языков в их проекции на соответствующие процессы в некоторых европейских языках, с ориентацией итогов исследования на цели совершенствования преподавания белоруского, русского и иностранных языков в школах и вузах Республики Беларусь.

  • ГПНИ «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества»:
  • НИР «Уласныя імёны ў соцыуме, творах мастацкай літаратуры, фальклоры: іх мастацка-эстэтычныя, жанраўтваральныя і тэкстаўтваральныя функцыі ў розныя перыяды», включенная в задание 4.1.06 “Беларускія ўласныя імёны ў соцыуме, творах мастацкай літаратуры і фальклоры”. Научный руководитель – ШУР Василий Васильевич, доктор филологи-ческих наук, профессор.
  • НИР «Нацыянальны вобраз свету ў сучаснай беларускай прозе», включенная в задание 4.2.15 “Развіццё сучаснай беларускай літаратуры: ідэйныя пошукі, жанравая структура, нацыянальная адметнасць”. Научный руководитель – КОШМАН Павел Григорьевич, кандидат филологических наук, доцент.

С 2016 года выполняется исследование на тему «Нацыянальна-культурны кампанент у анамастыконе пісьменнікаў Гомельшчыны XX ста-годдзя» (научный руководитель – к.ф.н. Г.В. Юдзянкова), получившее грант по итогам конкурса «Наука-М» (договор с БРФФИ № 20163007 от 02.08.2016 г.).

ХОЗДОГОВОРНЫЕ НИР

В 2010 г. заключён и выполнен хозяйственный договор с УО “Мозырский государственный областной лицей” № ГР 20100257 (научный руководитель – к.ф.н., доцент Т.И. Татаринова; исп. к.ф.н., доц. С.Б. Кураш, к.ф.н., доцент А.В. Герцик), по результатам внедрена технология личностно-адаптированной системы обучения при изучении русского языка и литературы в учебный процесс УО “Мозырский государственный областной лицей”.

В 2014 г. заключён и выполнен хозяйственный договор Теоретическое обоснование, разработка и апробация в учебном процессе комплекса учебно-тренировочных заданий по русскому языку и литературе в целях подготовки учащихся к участию в профильных олимпиадах» с отделом образования, спорта и туризма Светлогорского районного исполнительного комитета (на базе ГУО «Средняя школа № 3 г. Светлогорска) (научный руководитель – к.ф.н., доцент С.Б. Кураш; исп. ст. преп. М.Г. Лобан, к.ф.н., доц. П.Е. Ахраменко)

С 2015 по 2017 гг. выполняется хоздоговор «Теория и практика подготовки учащихся к олимпиадам по белорусскому языку и литературе, русскому языку и литературе на основе выполнения учебно-тренировочных заданий стандартного и нестандартного типов» (с Гимназией им. Я. Купалы г. Мозыря) (научный руководитель - доц. Кураш С.Б.).

МАГИСТРАТУРА

Кафедра ведёт подготовку специалистов на первой и второй ступенях высшего образования (магистратура по специальности «Языкознание», «Литературоведение»). Выпускники магистратуры каждый год успешно защищают диссертации (научные руководители - проф. Шур В.В, доц. Кузьмич В.В., доц. Кураш С.Б., доц. Мазуркевич Л.Н., доц. Татаринова Т.И., доц. Сузько Е.В., доц. Нуждина Т.С., доц. Кошман П.Г., доц. Герцик А.В.).

АСПИРАНТУРА

При кафедре функционирует аспирантура по специальностям 10.02.01 “Беларуская мова” и 10.02.02 "Русский язык". Выпускниками аспирантуры при кафедре защищены кандидатские диссертации:

  1. Кураш С.Б. (1999) «Развёрнутая метафора в русском стихотворном тексте: приёмы построения и текстообразующая функция» (научный руководитель – к.ф.н., доц. Ревуцкий О.И.);
  2. Тозик В.В. (2000) «Производная лексика в составе адъективных гнёзд цветовых прилагательных русского и белорусского языков» (научный руководитель – к.ф.н., доц. Сидорец В.С.);
  3. Прохоренко Л.В. (2009) «Сістэмныя метафары ў паэтычным тэксце і іх трансфармацыя пры перакладзе (на матэрыяле твораў А. Пушкіна і іх перакладаў на беларускую мову)» (научный руководитель – к.ф.н., доц. Ревуцкий О.И.);
  4. Хаками О.Н. (2009) «Русский поэтический интертекст в аспекте си-стемных отношений: текстоцентрический и текстотипологический анализ»(научный руководитель – к.ф.н., доц. Кураш С.Б.);
  5. Макаревич М.М. (2012) «Лексіка народных промыслаў і рамёстваў у гісторыі беларускай сельскагаспадарчай і прамысловай тэрміналогіі» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Пригодич Н.Г.);
  6. Ковалёва Е.В. (2013) «Перайменаванні назваў населеных пунктаў Беларусі (1919 – 1991): лінгвістычны, арэальны, функцыянальны аспекты» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Шур В.В.);
  7. Юденкова А.В. (2014) «Антрапанімікон мовы твораў беларускай літаратуры XIX стагоддзя (структура, семантыка, паходжанне)» (научный руководитель – д.ф.н., проф. Шур В.В.);
  8. Сергушкова О.В. (2016) «Сегментированные конструкции в аспекте актуального членения (на материале русскоязычных текстов современной газетной публицистики)» (научный руководитель – к.ф.н., доцент Боженко Л.Н.);
  9. Ковалевич И.О. (2016) «Русское окказиональное словопроизводство в речи детей и взрослых (системно-деривационный аспект)» (научный руководитель – к.ф.н., доц. Ревуцкий О.И.).

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ИЗДАНИЯ КАФЕДРЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

МОНОГРАФИИ

  • Боженко, Л.Н. Орфографические принципы в современном русском и белорусском языках: монография / Л.Н. Боженко. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2012. – 158 с.
  • Кураш, С.Б. Метафора и её пределы: микроконтекст – текст – интер-текст / С.Б. Кураш. – Мозырь: МГПИ, 2001. – 121 с.
  • Кураш, С.Б. Слова ў мастацкім кантэксце: онімы, метафары: манаграфия / В.В. Шур, С.Б. Кураш. – Мазыр: УА МДПУ имя И.П. Шамякина, 2013. – 268 с.
  • Нуждина, Т.С. Ніл Гілевіч: маштабнасць таленту і веліч асобы: манаграфія / Т. Нуждзіна. – Мінск: ПроХрысто, 2015. – 188 с.
  • Ревуцкий, О.И. Анализ художественного текста как коммуникативно обусловленного связного целого / О.И. Ревуцкий. - Минск: НИО, 1998.
  • Ревуцкий, О.И. Анализ художественного текста на дискурсивной основе / О.И. Ревуцкий. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – 210 с.
  • Ревуцкий, О.И. Основы коммуникативно-смыслового анализа художественного текста / О.И. Ревуцкий. – Мозырь: МозГПИ, 2000. – 59 с.
  • Сергушкова, О.В. Сегментированные конструкции в аспекте актуального членения: монография / О.В. Сергушкова. – Минск: РИВШ, 2014. – 188 с.
  • Сидорец, В.С. Неоднословные наименования предикативного признака у восточных славян: монография / В.С. Сидорец. – Минск: РИВШ, 2014. – 268 с.
  • Шаўчэнка, М. М. Рэлігійная лексіка ў беларускай мове : манаграфія / М. М. Шаўчэнка ; Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Уста-нова адукацыі "Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт". — Мазыр, 2005. — 93, [1] с. — Бібліяграфія: с. 75—82назв.).
  • Шур, В. Анамастычная лексіка ў беларускай мастацкай літаратуры / В. Шур. – Мінск: УП “Тэхнапрынт”, 2002. – 228 с.
  • Шур, В. Беларускія ўласныя імёны: Беларуская антрапаніміка і тапаніміка: Дапам. для настаўнікаў / В. Шур. – Мінск: Маст. літ., 1998. – 239 с.
  • Шур, В. З гісторыі ўласных імёнаў / В. Шур. – Мінск: Выш. школа, 1993. – 156 с.
  • Шур, В. В. Уласнае імя ў мастацкім тэксце: / В. В. Шур. – Мазыр: УА МДПУ імя І. П. Шамякіна, 2010. – 207 с.
  • Шур, В. В. Уласныя імёны ў часе і прасторы / В. В. Шур. – Мінск: НІА, 2008. – 100 с.
  • Шур, В.В. Онім у мастацкім тэксце: манаграфія / В.В. Шур. – Мінск: Беларускі кнігазбор, 2006. – 216 с.
  • Шур, В.В. Уласнае імя ў соцыуме і мастацкім тэксце: манаграфия / В.В. Шур. – Мінск: Інстытут радыялогіі, 2015. – 300 с.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кафедра является организатором межкафедрального научно-методического семинара по проблемам вузовского и школьного пре-подавания словесности, где обсуждаются результаты исследований в области русистики и белорусистики, речевой коммуникации, практические вопросы преподавания филологических дисциплин, координируется работа над коллективными учебными пособиями, представляются новинки литературы.

Конференции, проведённые кафедрой:

"Текст в лингвистической теории и в методике преподавания филологиче-ских дисциплин" - 2001, 2003, 2005 гг.; "Текст. Язык. Человек" - 2007, 2009, 2011, 2013, 2015 гг. “Міжнародныя Шамякінскія чытанні «Пісьменнік – Асоба – Час»” – 2009, 2011, 2013 гг. “Надзённыя праблемы лексікалогіі і анамастыкі славянскіх моў” – 2010 г. В конференциях приняли участие ведущие филологи Беларуси, а также ученые из Российской Федерации, Украины, Литвы, Азербайджана, Армении, Болгарии, Германии, Польши, Китая, США и других стран.

НАВУКОВА-ДАСЛЕДЧАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ СЕКЦЫІ ЛІТАРАТУРЫ

Секцыя літаратуры 1 раз у два гады праводзіць Міжнародныя Шамякінскія чытанні “Пісьменнік – Асоба – Час”

27 верасня 2013 года адбыліся ІІІ Міжнародныя Шамякінскія чытанні “Пісьменнік – Асоба – Час”

Арганізатарамі канферэнцыі выступілі філалагічны факультэт, кафедра літаратуры. У рабоце навуковага мерапрыемства прынялі ўдзел навукоўцы з Беларусі, Расіі, Украіны. Да пачатку Міжнародных Шамякінскіх чытанняў быў выдадзены зборнік матэрыялаў, які адлюстраваў змест і праблематыку выступленняў.

Напачатку навуковага форуму з прывітальным словам да ўдзельнікаў кан-ферэнцыі звярнуўся першы прарэктар УА “Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт імя І. П. Шамякіна”, кандыдат педагагічных навук, дацэнт В. С. Болбас. Ён адзначыў важнасць ушанавання памяці народнага пісьменніка Беларусі, педагога, грамадскага дзеяча І. П. Шамякіна і, разам з тым, падкрэсліў прыярытэт гуманітарнага досведу для фарміравання інтэлектуальна-культурнай сферы грамадства.

Падчас пленарнага пасяджэння з дакладамі выступілі А. М. Ненада-вец, доктар філалагічных навук, прафесар, загадчык кафедры грамадскіх дысцыплін і права Бабруйскага філіяла УА “Беларускі дзяржаўны эканамічны ўніверсітэт” (Бабруйск, Беларусь); В. А. Ляшчынская, доктар філалагічных навук, прафесар кафедры беларускай мовы УА “ГДУ імя Ф. Скарыны” (Гомель, Беларусь); В. В. Шур, доктар філалагічных навук, прафесар, загадчык кафедры беларускага мовазнаўства УА “Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт імя І. П. Шамякіна”; Барсук А. Я., кан-дыдат гістарычных навук, дацэнт, намеснік дэкана філалагічнага факультэта па навуковай рабоце (Мазыр, Беларусь).

На секцыйных пасяджэннях ІІІ Міжнародных Шамякінскіх чытанняў “Пісьменнік – Асоба – Час” былі абмеркаваны наступныя праблемы:

  • творчасць і літаратурна-грамадская дзейнасць І. Шамякіна ў кантэксце ХХ стагоддзя;
  • літаратурныя генерацыі ХХ – ХХІ стст.: эстэтычна-аксіялагічныя пошукі;
  • нацыянальны вобраз свету праз прызму часу і новыя культурныя парадыгмы;
  • сучасны літаратурны працэс: праблемы зместу і формы;
  • творчасць І. Шамякіна і праблемы выкладання літаратуры ў школе і ВНУ;
  • вывучэнне гісторыка-культурнай спадчыны Беларусі;
  • мова і стыль мастацкай літаратуры;
  • актуальныя праблемы сучаснай лінгвістыкі.

Напрыканцы канферэнцыі, падчас круглага стала, адбыўся абмен думкамі адносна шляхоў далейшага навуковага супрацоўніцтва, вызначаны навукова-даследчыя прыярытэты чарговых Міжнародных Шамякінскіх чытанняў.