УЧЕБНАЯ РАБОТА

  • а) обучение студентов лингводидактике и текстообразованию;
  • б) координация и интеграция лингвистических дисциплин на текстовой ос-нове;
  • в) выработка умений и навыков построения текста в учебной деятельности и в педагогическом общении;
  • г) обучение интерпретации текстов разных функциональных стилей и жан-ров;
  • д) переориентация системы языковых разборов на текст как связное целое: отражение в анализе языковых единиц их текстообразующих свойств;
  • е) подготовка учебных пособий, курсов лекций, сборников дидактических материалов с ориентацией на развитие коммуникативных способностей бу-дущих филологов-русистов.

Основные учебно-образовательные мероприятия 2016 г.

ДИСЦИПЛИНЫ КАФЕДРЫ

Секция русского языка: Современный русский литературный язык. Русский язык. Старославянский язык. История русского языка. Методика преподавания русского языка. Стилистика. Русский язык и культура речи. Культура речи. Основы межкультурных коммуникаций. Практический курс русского языка. Тренинг орфографии, пунктуации и культуры письменной речи. Введение в языкознание. Общее языкознание. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Русский язык с основами языкознания. Коммуникативная лингвистика и текстология. Актуальные проблемы русистики. Лингвосеимотика. Сопоставительная грамматика. Альтернативные коммуникации. Этносоциокультурные аспекты языка, Информационные технологии в гуманитарном образовании. Современные направления и методы лингвистических исследований. Методология лингвистических исследований. Филологический анализ художественного текста.

Секцыя беларускай мовы: Сучасная беларуская літаратурная мова. Методыка выкладання беларускай мовы. Практыкум па беларускай мове. Стылістыка беларускай мовы. Параўнальная граматыка. Агульнае мовазнаўства. Беларуская мова (прафесійная лексіка). Культура маўлення. Беларуская мова. Сучасная беларуская мова (прафесійная лексіка). Беларускі лінгвістычны краязнаўчы матэрыял. Метадалогія лінгвістычных даследаванняў. Актуальныя праблемы беларускай анамастыкі. Беларускае мовазнаўства. Бел.слова і яго значэнне у мове і маўленні.

Секцыя літаратуры: Вусная народная творчасць. Уводзіны ў літаратуразнаўства. Беларуская літаратура. Літаратуразнаўчае краяназнаўства. Гісторыя беларускай літаратуры. Беларуская дзіцячая літаратура. Методыка выкладання беларускай літаратуры. Тэорыя літаратуры. Сусветны літаратурны працэс. Гісторыя рускай літаратуры і літаратурнай крытыкі. Методыка выкладання рускай літаратуры. Гісторыя зарубежнай літаратуры. Пазакласная работа па рускай літаратуры. Дзіцячая літаратура. Сусветная і айчынная дзіцячая літаратура. Сучасная беларуская літаратура ў кантэксце сусветнай мастацкай традыцыі. Літаратуразнаўчы аналіз мастацкага тэксту. Руская літаратура ў аспекце руска-беларускіх літаратурных узаемасувязей. Сучасны літаратурны працэс Беларусі: асноўныя тандэнцыі. Аўтабіяграфічная проза ў сучасным літаратурным працэсе. Сусветная літаратура.

Секция русского языка как иностранного: Русский язык как иностранный.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

  • Ахраменко, П.Е. Государственный экзамен по методикам до-школьного образования: Теории и методике развития речи детей дошкольного возраста; Теории и методике формирования элементарных математических представлений у детей; Теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебная программа для специальности: 1-01 01 01 Дошкольное образование // Ахраменко П.Е., Семененко Н.И., Афонько О.М. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П.Шамякина, 2012.– 35с.
  • Боженко Л.Н, Кураш С.Б., Липская Т.Н., Ревуцкий О.И., Русец-кий В.Ф. «Языковые разборы в коммуникативном курсе русского язы-ка» (Мозырь, 2009).
  • Боженко, Б.Н. «Современная русская орфография как система в сопоставлении с белорусской орфографией» (учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец.: 1-02 03 02 Русский язык и литература; 1-02 03 04 Русский язык и литература. Дополнительная специальность / Л. Н. Боженко. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2011. – 183 с.);
  • Герцик, А.В. «Дидактический материал по русской литературе ХІ класс.– Минск: Народная асвета, 2000. – 260 с.
  • Герцик, А.В. «Літаратура народаў свету ў школе. Метадычны дапаможнік для настаўнікаў. – Мінск: Новая Веда, 2007. – 175 с.
  • Лихач, Т.П. Состав слова. Словообразование: пособие для учителей учр. обр. с бел. и рус. яз. Обучения; рек. НИО РБ. – Мозыр: Белый ветер, 2014. – 153 с.
  • Макарэвіч, М. М. Слоўнік народных промыслаў і рамёстваў Бела-русі / М. М. Макарэвіч / пад рэд. праф. М. Р. Прыгодзіча. – Мінск: Права і эканоміка,– 131 с.
  • Методыка выкладання беларускай мовы : вучэбны дапаможнік для студэнтаў філалагічных спецыяльнасцей устаноў, якія забяспечваюць атрыманне вышэйшай адукацыі / Л. С. Васюковіч, В. А. Ляшчынская, У. Ц. Піскун. [і інш.] ; пад рэдакцыяй М. Г. Яленскага. — Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2007. —с.
  • Мурашов А. А., Русецкий В. Ф. «Культура речи. Практи-кум» (Москва, 2004. 272 с.; рекомендовано РИС Российской академии образования в качестве учебного-методического пособия для студентов вузов);
  • Мурашов А. А., Русецкий В. Ф. «Культура русской речи» (Москва: Просвещение, 2006. – 239 с.; учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля);
  • Педагагічная практыка па беларускай мове і літаратуры ; вучэбна-метадычны дапаможнік [для студэнтаў 4 і 5 курсаў філалагічнага факультэта дзённай і завочнай формы навучання] / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Установа адукацыі "Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт імя І. П. Шамякіна" ; [аўтары-складальнікі: М. М. Шаўчэнка, В. П. Шаўчэнка]. — Мазыр, 2008. —с. — Бібліяграфія: с. 58—66 (112 назв.).
  • Педагогическая практика как путь формирования профессиональной компетенции студентов филологического факультета: метод. рекоменда-ции для студ. филол. фак. пед. ун-тов / Л. Н. Боженко [и др.]; под общ. ред. Т.И. Татариновой, под ред. Л. Н. Боженко. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 160 с.
  • Педагогическая практика по русскому языку в условиях реформирования общеобразовательной школы: Методические указания для студентов филологического факультета педагогических университетов / Сост.: Л. Н. Боженко, Т.И. Татаринова. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – 70 с.
  • Ревуцкий, О.И. «Филологический анализ художественного тек-ста» (Минск, 2006. – 320 с.; допущено МО РБ в качестве учебного по-собия для студентов филологических специальностей);
  • Русецкий, В.Ф. «Культура речи учителя. Практикум» (Минск, 1999. – 239 с.; допущено МО РБ в качестве учебного пособия для студентов филологических специальностей);
  • Русецкий, В.Ф. «Ключ к слову: Беседы о языке художественной лите-ратуры» (Минск: Экоперспектива, 2000; Рекомендовано НМЦ учеб. книги и средств обуч. МО РБ);
  • Татаринова Т.И., Липская Т.Н.. Современный русский язык: практиче-ские занятия по лексикологии и фразеологии (по специальности «Рус-ский язык и литература. История», «Белорусский язык и литература. Русский язык и литература»). – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2006. – 98 с.
  • Татаринова, Т.И. Внеклассная работа по русскому языку: уч.-метод. пособие / сост.: Т.И. Татаринова, Н.Л. Соколова, Е.А. Татаринов. – Мо-зырь: УО МГПУ имени И.П.Шамякина, 2008. – 240 с.
  • учебные программы курсов по выбору для IX-X классов «Основы речевой коммуникации» и «Словесность», подготовленные В. Ф. Русец-ким, утверждены Министерством образования Республики Беларусь (Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения. Русский язык. (Утверждено МО РБ). – Мн.: НИО, 2006);
  • Шаўчэнка, М.М. Курсавыя працы па методыцы выкладання беларускай мовы: дапаможнік / М.М. Шаўчэнка, В.П. Шаўчэнка. – Мазыр: УА МДПУ імя І.П. Шамякіна, 2013. – 139 с.
  • Шаўчэнка, М. М. Практыкум па беларускай мове. Тэставыя заданні : дапаможнік па практыкуму беларускай мовы для студэгтаў філалагічных спецыяльнасцей /М.М.Шаўчэнка, Л.М.Мазуркевіч ; Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Установа адукацыі "Мазырскі дзяржаўны педагагічны ўніверсітэт". — Мазыр, 2005. —с.